РУС | ENG

3.2. ОСОБЕННОСТИ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ ЖИВОТНОВОДОВ-БУРЯТ

Скотоводство составляло основу материального благополучия хори-бурят. Скот служил предметом их меновой торговли. О составе стада свидетельствуют курумчинские петроглифы, чаще всего на них изображены кони, верблюды и быки. Кости коров и овец найдены в поминальных памятниках курумчинской культуры. На Унгинском поселении зафиксированы остатки загонов скота, что позволяет говорить и о стойловом содержании коров. Для обеспечения зимовки скота большое внимание уделялось системе заготовки сена. С этой целью земли, прилежащие к зимникам и удобные для полива, оберегались в летнее время от пастьбы.

В результате хозяйственной и культурной деятельности коренных народов сложилась своеобразная система природопользования, основанная на животноводстве, растениеводстве. Животноводство было основным занятием в деятельности бурятского народа, разводившего лошадей, овец и крупный рогатый скот. В традиционной культуре животноводов одним, из главных достояний было пастбище. Материальное благополучие коренного народа зависело от хорошего состояния пастбища. В основе этого было накопление экологических знаний, и сложная система мер, поддерживающих устойчивость пастбища. Одной из основных мер был сезонный цикл перемещения, то есть перекочевок, обеспечивающих попеременное восстановление растительного покрова различных площадей, разведение комплексного стада номадных животных (крупный рогатый скот, овцы и лошади), которые потребляют различные виды трав. Эти меры поддерживались родовыми традициями и религиозными запретами нарушать почвенный покров и землю. Традиционная повсеместная забота коренных народов о целостности растительного покрова степи защищала пастбище от эрозионных процессов.

На рубеже XIX-XX вв. у бурят сохранилась яркая самобытная культура. Главным их занятием было скотоводство, являвшееся основным источником существования. Для степняков-агинцев был характерен кочевой тип, при котором скот круглый год содержался на открытых пастбищах. Остальным хозяйствам Забайкалья и Предбайкалья была присуща пастбищная форма в сочетании со стойловой. Большинство забайкальских бурят совершали две (зимник-летник), а наиболее зажиточные хозяева - четыре сезонные перекочевки по маршруту зимник-весенник-летник-осенник. Предбайкальские буряты, как правило, ограничивались двумя кочевками с зимников на летники и обратно. Сезонные перекочевки позволяли рационально использовать пастбища и сенокосные угодья, уберечь от потравы поля. (Дашибалов Б.Б., 1998)

В основном у бурятского населения разводились овцы, козы, крупный рогатый скот, лошади. В степных районах Забайкалья, особенно у хоринцев и агинцев было сильно развито коневодство, а в некоторых хозяйствах агинских, хоринских, селенгинских и аларских бурят содержались верблюды. Тот кто имел комплексное стадо, то есть пять видов скота, считались владельцами полного набора животных (табан хушуун мал). Верблюды имелись в крупных кочевых хозяйствах.

Степняки занимались скотоводством. У них направления хозяйствования были тесно связаны с особенностями природы, которая их кормила. Нетрудно понять причины кочевого образа жизни скотоводов. Стада содержались на подножном корме, есть корм - стадо пасется на месте. Съеден корм под ногами - стадо движется дальше, к новым кормам. Малая продуктивность пастбищ вынуждает стада постоянно перемещаться с места на место, а вместе со стадами кочуют люди.

Буряты, живущие в степи, вели кочевое скотоводство, связанное с круглогодичным кочеванием. Кочевники (восточные буряты) не имели постоянных жилищ на стоянках и жили в юртах. Они бывают деревянные (рис. 1) и войлочные (рис.2).

Войлочная юрта (hэеы гэр) удобная для частых перекочевок. Она имеет своеобразную, архитектурную форму, и построена на круглой основе, легко разбирается и перевозится. Установка юрты занимает не более часа.

Рис.1. Шестистенная деревянная юрта. (Фото предоставлено А.К. Боронцоевым)

 

Рис. 2. Войлочная юрта. (Фото В.А. Тайшина)

Войлочные юрты могут быть шести-, восьми-, редко десятистенными. Остов (хана) юрты состоял из отдельных складных решеток. Решетки изготовляли из ивовых прутьев. Остов (хана) бывает 3-х видов:

А) «Зайдан хана» - решетки 14-15 см.

Б) «Тулгэ хана» - 10 см.

В) «Хурьган хана» - 5-6 см.

«Тооно» - круг диаметром около метра, сделанный из березы, в котором имеется около 60-70 дырочек.

«Уняа» - потолочные палочки из сосны с волосяными петельками на нижних концах.

Юрта обогревалась открытым огнем очага, над которым ставилась тренога - «тулга» (рис.3), она использовалась для приготовления пищи на костре.

 

Рис.3. Тренога для приготовления пищи на костре. (Фото Д.Ж. Батуевой)

На западной стороне юрты стоял сундук «ханза» и применялся для хранения одежды. Длина сундука была немного больше метра, высота и ширина 50 см. Лицевая сторона украшалась разноцветными узорами. На северо-западной стороне находился домашний алтарь (бурханай шэрээ – гунгарба), где расставлялись буддийские божества и жертвенные чашечки с разной пищей и под ним столик для иконы и буддийских атрибутов (рис.4).

 

Рис.4. Сундук (ханза) для хранения одежды и алтарь (гунгарба) для буддийского божества. (Фото Д.Ж. Батуевой)

На северной стороне ящик «хайрсаг» для хранения ценных предметов. Лицевая сторона также украшалась национальным орнаментом (рис.5).

 

Рис.5. Сундук (хайрсаг) для хранения ценных предметов. (Фото Д.Ж. Батуевой)

На северо-восточной стороне располагалась деревянная кровать и на ней подушка - «дэрэ» (рис.6), боковая сторона подушки украшалась цветными кручеными нитями и серебряными пластинками с разными орнаментами.

 

Рис.6. Деревянная кровать (орон) на ней подушка (дэрэ). (Фото Д.Ж. Батуевой)

На восточной стороне особый шкаф «ухэг» на четырех ножках, размером примерно в длину 1,5 м, в высоту и ширину 60 см (рис.7).

 

Рис. 7. Шкаф (ухэг) для хранения кухонной посуды. Показ кухонной посуды проводит учительница Амитхашинской средней школы п. Агинское Данжинова Лариса Жамсоевна. (Фото Д.Ж. Батуевой)

Он предназначался для хранения посуды и продуктов. На нем: «байлгаса» - специальная посуда для закваски молока, «тудхуур» - деревянное ведерко (цельное), «аяга» - деревянная тарелка из корня дерева, «ундэhэн шанага» - ковш сделанный из корня дерева, употреблявшийся при варке молочной пищи и «сайн хэршуул» - приспособление для резки плиточного чая.

На юго-восточной стороне жбан «hаба» для приготовления «айрака» (это молочный продукт типа кефира) и «гар талхи» - ручная кожемялка, на которой выделывали кожу и овчину (рис.8).

 

Рис.8. Жбан (hаба) для приготовления кефира (айрак), ручная кожемялка (гар талхи) для выделывания кожи и овчины. (Фото Д.Ж. Батуевой)

Возле двери - кожаная сумка (рис.9) и на сундуке седло «эмээл» (рис.10).

 

Рис.9. Сумка кожаная для хозяйственных нужд. (Фото Д.Ж. Батуевой)

 

Рис.10. Седло (эмээл) на сундуке. (Фото Д.Ж. Батуевой)

Седло бывает мужское и женское, и его украшали красивым орнаментом и накладным серебром. На рис.11 аппарат на треноге для приготовления молочной водки. Подогретый кефир «айрак» выливают в чугунный котел, закрывают, особой крышкой «бурхээр». К крышке приставляют изогнутую деревянную трубу- «сорго», нижний конец которой наставляют на горлышко («танхи») изогнутого кувшина, посаженного в мелкую деревянную кадушку «hиибэр» с холодной водой. При кипячении кефира «айрака» пар проходит через трубку и превращается в водку «архи».

 

Рис.11. Аппарат для приготовления молочной водки. (Фото Д.Ж. Батуевой)

Снимки сделаны в музее Агинского автономного округа, который основан в 1961 году (основателем является Доржиев Жигжитжаб Доржиевич). Ныне директором музея является Дамбаев Мунко Дамбаевич.

Такие предметы домашнего обихода были обставлены в строгом порядке (по рассказам жителей с. Таптанай Агинского автономного округа Цырендулмы Эрдынеевой и Ильи Намдаковича Эрдынеева. (рис.12)

 

Рис.12. Глава фермерского хозяйства Эрдынеев Илья Намдакович со своей супругой Цырендулмой Эрдынеевой демонстрируют бурятскую национальную одежду. (Фото Д.Ж. Батуевой)

В многовековой истории народов Центральной Азии еще при отсталых экстенсивных формах хозяйствования вырабатывалась самобытная традиционная культура. У монголов, также как у бурят, сохранены в некоторой степени традиции, обычаи, язык и сходство в одежде. (По рассказам семьи Энхтогс). (Рис.13)

Скотоводы совершают кочевки со своими стадами для того, чтобы координировать соотношение между потребностями животных и естественными сезонными условиями. Типы кочевок во многом зависят от природных характеристик местности, отличаются друг от друга по расстоянию,

Рис. 13. Монгольская национальная одежда. Энхтогс с супругой, Улан-Баатор. (Фото В.А. Тайшина)

направлению, высоте. При этом необходимо соблюдать соотношения между несколькими важными факторами: изменения условий окружающей среды и естественных ресурсов в пространстве и времени, биологические запросы животных и содержание последних. Экологически подходящий регион должен иметь определенные естественные характеристики и обеспечить животных тем кормом, который им необходим в достаточном количестве. Окружающая среда «экологически подходящего региона» должна состоять из различных зон, каждая со своим типом почвы, микроклиматом и пастбищами.

Каждый «экологически подходящий регион» должен быть уникальным и тип кочевок должен быть специфическим именно для этого района. Кочевки должны зависеть не только от социально-экономических факторов, но также и от географических условий.

Вопросы для самоконтроля

1. Как влияют сезонные перекочевки животных на природную среду?

2. Какова роль экологического образования в хозяйственной деятельности человека?

3. Что вы знаете о войлочной юрте?

Задания для самостоятельной работы.

1. Описать модель построения и расстановки утвари в юрте.

2. В связи с чем человек с древних времен заботился о рациональном природопользовании? Как сейчас соблюдается гармония человека с природой?

3. Охарактеризуйте понятие «ландшафт» и разные формы охраны ландшафтов.

Темы рефератов и докладов

Значение божества огня.

Целесообразность планирования интерьера юрты.

Способы изготовления шерстяных материалов у кочевников евразийских степей.

Литература

1. Батуева В.Д. Мир традиции. - Улан-Удэ, 2001.

2. Бальжинимаев Б.Ц. История родного края. - Агинское, 1998.

3. Герасимова К.М. Традиционная культура бурят. - Улан-Удэ: Бэлиг, 2000.

4. Гомбоев Б.О., Тулохонов А.К., Хэмфри К. и др. Хозяйство, культура и окружающая среда в районах внутренней Азии. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2001. - С. 149.

5. Дашибалов Б.Б. Подчерки по древней быстрой истории монголов и бурят. - Улан-Удэ,1998. - С.9,30.

6. Забелин С.И. Время искать и время терять. – М., 1998. - С.3.

7. Серебренников Н.К. Буряты, их хозяйственный быт и землепользование. -Верхнеудинск, 1925.

8. Тумунов Ж.Т. Этнопедагогика агинских бурят. – Чита, 1998.

предыдущий раздел | содержание| следующий раздел

Поиск в журналах РАЕ:

Хроника

2-10 ноября 2024 года 41-я Стамбульская книжная ярмарка Istanbul Book Fair 2024

С 2 по 10 ноября 2024 г. Академия Естествознания на правах официального участника приняла участие в 41-й Стамбульской книжной ярмарке Istanbul Book Fair 2024, которая прошла в крупнейшем стамбульском выставочном комплексе T?yap Fair Convention and Congress Center.

12 ноября 2024

12 ноября Академией естествознания в рамках Осенней Сессии РАЕ была проведена научно-практическая онлайн-конференция «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ». Более 200 педагогов и специалистов из России, Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана приняли участие в обсуждении актуальных вопросов современного образования.

11 сентября 2024

11 сентября Академией естествознания в рамках Осенней Сессии РАЕ была проведена научно-практическая онлайн-конференция «СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ». Более 200 педагогов и специалистов из России, Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана приняли участие в обсуждении актуальных вопросов современного образования.

4-8 сентября 2024

С 4 по 8 сентября 2024 года в Центральном выставочном комплексе "Экспоцентр" на Краснопресненской набережной в Москве прошла 37-я Московская международная книжная ярмарка.

19-23 июня 2024 года 30-я Пекинская международная книжная выставка

С 19 по 23 июня 2024 г. Академия Естествознания на правах официального участника приняла участие в 30-ой Пекинской международной книжной выставке Beijing International Book Fair-2024, которая прошла в Китайском национальном конференц-центре China National Convention Center в Пекине (Chaoyang District, Beijing, China).

Яндекс цитирования

Google+

© 2005–2020 Российская Академия Естествознания

Телефоны:
+7 499 709-8104, +7 499 704-1341, +7 495 127-0729, +7 968 703-84-33
+7 499 705-72-30- редакция журналов Издательства

E-mail: [email protected]

Адрес для корреспонденции: 101000, г. Москва, а/я 47, Академия Естествознания.

Служба технической поддержки - [email protected]